С. Пленкин.
На Вторых Анфилатовских чтениях, в 2005 году, мною был зачитан доклад о бобыле Богдашке Баженове сыне Анфилатове, о первом упоминании этой фамилии в переписи города Слободского и Слободского уезда 1629 года. Ввиду недостаточности объективной и достоверной информации остались открытыми два основных вопроса – откуда он прибыл в Слободской уезд и чем он мог заниматься, поселившись на вновь основанном погосте?
События начала XVII в. тяжело отразились на такой важной отрасли государственной службы, как ямское дело. Новое правительство Романовых сразу же приступило к налаживанию ямской гоньбы. Законодательство нового правительства в отношении ямского дела базировалось на старых указах и грамотах, регламентировавших жизнь ямских слобод еще в XVI в.
Права и обязанности ямщиков, определенные в отдельных указах, были зафиксированы в специальном уложении о ямской гоньбе и ямских слободах не ранее 1620/21 г. Уложение использовало все предыдущие указы о ямской гоньбе, появлявшиеся по частным поводам, и дополнило их рядом постановлений. Так оно наделило ямских охотников пашенной и сенокосной землей и освободило ямщиков от платежа пошлин за купленный « на себя “ хлеб, фураж и строительный лес. Кроме того, ямские охотники освобождались от суда воевод и приказных людей и должны быть судимы в Ямском приказе, они не платили таможенных пошлин и имели право « курить на себя “ вино.
Согласно же предшествующим указам, население ямских слобод не должно было платить никаких податей и « ни в какие подати тянуть и никакова изделья делать” “ с посацкими и уездными людми». За « бесчестье” ямского охотника уплачивался штраф в 5 р., равный штрафу за “бесчестье” “среднего” посадского человека.
Таким образом, ямские охотники были выделены в привилегированную группу населения, единственной обязанностью которой было « гонять ямскую гоньбу”.i
Открытие новой, «государевой”, дороги в Сибирь, которая прошла через Слободской, потребовало основание, согласно регламентированным прогонным расстояниям, новых поселений – погостов. В Слободском уезде, в Сырьянском стане это : «…погост над речкою Осетреем на диком лесу, а на погосте церковь Рожество Пречистые Богородицы да предел Всех Святых…», который впоследствии дал название селу – Всехсвятское. “ Да на погосте же дворы церковных причетников и бобыльские негяглые : …во дв. бобыл Богдашко Баженов сын Анфилатов, оброку 5 алт.» Чем же могли заниматься бобыли, а было их в то время на погосте 16 человек, чтобы прокормить себя и свои семьи? 5 алтын соответствует оброку с 30 копен сена или с торговой лавки 2 сажени в длину, поперек тож. А торговать людям, живущим на монастырской или церковной земле и не несущим тягла, согласно ст. 26 и ст. 91 Судебника 1550 г., запрещалось.ii Ремеслом ? – но не все же, тем более на новом месте.
Следует отметить. Что в 1640-50х годах в Всехсвятском уже были постоялый двор и ямская станция, как писал в своей книге «Откуда мы родом» Игорь Владимирович Порошин, настоящий патриот своей малой Родины – Белохолуницкого района.
Вот что пишет С.В.Максимов, всю свою жизнь посвятивший изучению духовной и материальной культуры русского народа, в книге « Куль хлеба “.
“ Издавна извоз составляет самый любимый промысел русского человека. Извоз можно даже назвать по преимуществу русским промыслом : в какую бы среду ни был поставлен православный переселенец и поселенец, он везде первым долгом поспешит обзавестись лошадью и сделаться извозчиком. Лошадка вывозила на первых порах изо всех бед и напастей всю русскую колонизацию, и колонизаторы наши редко умели осваиваться с местом без помощи извозного промысла. Русские извозчики (возчики) успели даже выхолить из туземных пород особую породу лошадей ( в настоящее время практически неизвестна) – Вятка. Низкорослая, неприхотливая в еде, выносливая, с хорошими скоростными качествами. Цена ее на ярмарках в пору расцвета извозчичьего промысла достигала нескольких сотен рублей.
Промысел извоза чрезвычайно прост и удобен, особенно для того, кому нет желания жить по чужим людям, далеко от родной семьи, и даже выгоден, преимущественно, конечно, там, где много езды между торговыми городами и где торговая деятельность во всей своей силе, а также учитывая те привилегии, которые правительство гарантировало ямщикам, то при правильной постановке дела, где не последнюю роль играли личные качества, можно было по прошествии нескольких лет выйти на широкую дорогу предпринимательства.
В недавнюю старину, в начале прошлого – 19-го столетия, из этого почтенного сословия извозчиков, как утверждает Максимов, сумел выделиться и такой замечательный человек, как Анфилатов. Записавшись в купцы города Слободского ( Вятской губернии ), он на долговременном промысле доставки товаров самолично в Сибирь, а потом при помощи приказчиков по многим местам России, умел дойти своим собственным разумением до необходимости основания банка. Банк его, учрежденный в городе Слободском, был первым частным банком в России, сумевшим долгое время поддерживать заграничную торговлю слободских, вятских и орловских купцов чрез Архангельск и выразившим свою плодотворную деятельность, с другой стороны, в процветании ремесел, которые приходят в большее и большее развитие.” iii
Яркий пример плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества со своими торговыми агентами среди удмуртов Глазовского уезда приводит М.А.Гришкина в книге «Удмурты”.
“ Судя по недавно выявленным в Государственном архиве Удмуртской Республики трем автографам писем К.А.Анфилатова, в нашем крае он располагал довольно разветвленной сетью агентов. Неограниченным доверием и кредитом пользовались, например, бесермяне Глазовского уезда Филимон Зянкин, Тумащ Абашеев и Петр Зянкин. В одном из писем от 28 декабря 1801 г. Анфилатов поручает Петру Зянкину « по особливому от него предписанию “ принимать закупленные его приказчиками в Пермской губернии сало, кожи, рожь, муку, пшеницу и льняное семя. Агент имел полную свободу действий : «…расчет с продавателями чинить, деньги с них получать и платить». Условия контракта гарантировали также отсутствие каких-либо притязаний со стороны патрона : «…и что он, Зянкин, в силу сего законным образом учинит и в действие произведет, в том спорить и прекословить не буду». 14 января 1802 г. купец доверил Тумашу Абашееву покупку 10 тыс.пудов ржи с последующей поставкой в город Слободской, обеспечивая последнего неограниченным кредитом : «…а денег понадобится, присылай за ними». Одновременно Анфилатов упрекал Абашеева в продаже крупной партии кож на сторону, сохраняя при этом весьма доброжелательный тон, являющийся, по-видимому, правилом для предпринимателя.
Столь же уважительной формой отличается письмо от 24 января 1801 г., в котором Ксенофонт Анфилатов обращался к Филимону Зянкину с поручением купить партию ржи с оговоркой единственного условия : пуд ее должен обойтись не дороже 40 копеек с доставкой всей партии в город Слободской “.iv
Судя по приведенным выше примерам финансовое и материальное благополучие Анфилатова базировалось не только на торговле разнообразнейшей продукцией сельского хозяйства, приобретаемой у удмуртов и бесермян через посредничество крупных скупщиков из их среды, а и на доброжелательном и равноправном отношении со всеми, с кем он имел дело, независимо от их национальности и вероисповедования.
Таким образом, Богдан Баженович Анфилатов – так бы называли его в наше время, а запись его полным именем – Богдашко Баженов сын Анфилатов в 1629 году говорит о том, что числился по крайней мере среди средних людей, имел определенный капитал и вес в обществе. Он, судя по всему, является основателем рода Анфилатовых. Обосновался в Всехсвятском, куда он прибыл, Важской земли, р. Ваги. Надо отметить, что события начала XVII, так называемое «Смутное» время, а также шведская интервенция, нанесли непоправимый урон хозяйственной и предпринимательской деятельности населению Важской провинции, большинство которого, покинув родные места, отправилось обосновывать новые места, в основном по дороге в Сибирь.
А занимался Богдашко Баженов сын Анфилатов извозом, став членом весьма уважаемой корпорации ямщиков, представителей которой, как отмечает С.В.Максимов: «…иначе и не зовут, как дружками, что живут между собой в самой тесной приязни, не подъедая друг друга, и такою дружной артелью, которую никто не плотил, но которая, однако, ощутительно для всех существует…». Это позволило ему наладить прочные связи и завести надежных торговых партнеров в различных городах по Сибирскому тракту. Человек он был предприимчивый, хорошо ориентирующийся в делах, сулящих выгоду и используя льготы, гарантированные правительством, создал основу для дальнейшего развития рода предпринимателей и купцов – Анфилатовых.
i Законодательные акты Русского государства второй половины XVI- первой половины XVII века. КОММЕНТАРИИ .Л., «Наука»,1987,стр.142.
ii Там же. Стр.12-13.
iii С.В.Максимов. Куль хлеба. Лениздат.1987,стр.26.
iv М.В.Гришкина. Удмурты, Ижевск,1995,стр.159.
Библиотека в социальных сетях
Отдел обслуживания
Центр патриотического воспитания им.Г.Булатова
Центр чтения детей и подростков
Центр чтения детей и подростков
Библиотека им.А.Грина г.Слободской
Библиотека имени Александра Грина г.Слободской